АСТРОНОМЫ УЧАТСЯ ЧИТАТЬ "ЗВЕЗДНУЮ
КНИГУ"
Случалось, что мифологические
представления о Мироздании, его устройстве
и происхождении оказывались более цельными,
чем последующие научные и натурфилософские
космологические концепции. Именно это
присуще древнегреческому мировоззрению.
Под жгучим средиземноморским Солнцем и
яркими южными звездами античные мыслители
размышляли о природе и судьбе Вселенной,
словно наперегонки выдвигая модели
мироздания -- одну оригинальнее другой. Даже
в отношении формы Земли не было единства:
одни доказывали, что она имеет
цилиндрическую форму (Анаксимандр), другие,
что -- кубическую (Платон) (рис. 27). Многие,
начиная с Фалеса Милетского (ок. 624--547 годов
до н.э.) и Пифагора Самосского (ок. 580--500 годов
до н.э.), отстаивали идею шарообразности
нашей планеты. Грандиозные умозрительные
картины рисовались и в отношении
устройства самого Космоса. Пифагор
угадывал в нем гармонию сфер, наподобие
музыкальной мелодии (рис. 28). Согласно
пифагорейскому учению, в центре Вселенной
находится огонь; вокруг него сферическая
Земля ежесуточно описывает окружность, в
результате на ее поверхности происходит
смена дня и ночи (рис. 29). Солнце, наподобие
стеклянного прозрачного шара, получает
тепло и свет от центрального огня. Он же
освещает и земную поверхность и, отражаясь
от нее, рассеивается по всему пространству.
Другой философ -- Анаксагор (ок. 500--428 годов
до н.э.) учил, что Луна светит отраженным
солнечным светом, а само Солнце -- огромный
раскаленный камень (за такое вольнодумство
античный мыслитель был изгнан из Афин).
Движущей силой мира Анаксагор считал ум --
нус. Благодаря ему возникают все небесные
тела из первичного беспорядочного смешения
"семян вещей" в результате их
вихреобразного вращения. О
натурфилософском видении космической
архитектоники дают представление взгляды
стоиков. Сосредоточивая главное внимание
на нравственных началах и воспитании
стойкости человеческого характера, они, тем
не менее, разрабатывали и активно
пропагандировали стройное космологическое
учение: Учение о мироздании они делят на две
части. Одна часть, общая у них с
математиками, изучает неподвижные и
блуждающие звезды, исследует, например,
такого ли размера Солнце, каким оно нам
кажется; сходным образом они исследуют Луну,
а также вращение [звезд]. Другая часть,
которая касается только физиков и которая
исследует природу мироздания, доискивается,
состоят ли Солнце и звезды из материи и
формы, сотворено ли мироздание или не
сотворено, наделено ли оно душой или нет,
преходяще ли оно или непреходяще,
управляется ли провидением или нет и т.д.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и
изречениях знаменитых философов. V11. 132--133
Платон (428/427--348/347 годы до н.э.) считал все
звезды божественными сущностями с телом и
душой, состоящими из огня для того, чтобы
они выглядели самыми яркими и прекрасными.
Космос -- единая, вечная, живая и совершенная
сфера, одаренная к тому же душой и движением.
Сама же Вселенная устроена по принципу
прядильного колеса. И в этом был свой резон.
По древнейшим представлениям
индоевропейцев, человеческое
существование -- не что иное, как нить жизни,
которую прядет Богиня Судьбы (у многих
народов их три: мойры -- у эллинов, парки -- у
римлян, норны -- у скандинавов). При этом
всякая нить представляет собой вытянутые в
спираль льняное волокно или шерстяной
волос, скрученные при прядении! Спираль --
только беспорядочную -- образуют и нити в
клубке (недаром он несет столь значимую
магическую нагрузку в русском фольклоре,
особенно в волшебных сказках, помогая герою
в преодолении самых непреодолимых
препятствий). По народным представлениям,
смерть -- также обрыв нити жизни. Потому-то
столь трепетным было во все века у всех
народов отношение к Богине Судьбы, прядущей
нити человеческих жизней, -- Вечной Пряхе, по
словам Александра Блока. Ее предначертания
"кажут Солнцу путь", ей подвластны сами
Боги, бессильные изменить уготовленное
Судьбой. От древнего языческого
мировоззрения по сей день сохранились в
русском обиходе выражения: "нить жизни",
"нить судьбы", "узловой момент",
"завязка", "развязка". Сюда же
примыкает "повитуха", "повивальная
бабка" (от слова "вить"), которая
перевязывала повитью (скрученной нитью)
пуповину новорожденного, соединяя его тем
самым с космической нитью жизни. По
архаичным обычаям пруссов --
древнебалтийского племени, близкого по
языку и культуре славянам и поголовно
истребленного в ходе экспансии Тевтонского
ордена на Восток, -- мужчины и женщины
обязаны были прясть в угоду Богам: первые
пряли лен, вторые шерсть*. Прялку и веретено
как приспособления для скручивания
спираленитей можно смело назвать первой
моделью Космоса. Вспомним, многие русские
прялки изукрашены резьбой и рисунками
Вселенной, Солнца, Луны, звезд, их
символического движения по небосклону.
Народный космизм привел впоследствии и к
серьезным философским обобщениям. Вот
почему в "Государстве" Платона
подробно описывается модель Мироздания в
виде светового веретена Ананки (Необходимости)
(рис. 30 а,б,в). По Платону, лучисто-световая
колонна (она же -- Ось Необходимости)
связывает небеса воедино, и вокруг нее
происходят все небесно-космические
вращения. Образ древнерусской Богини
Судьбы также не исчез бесследно. В киевском
Софийском соборе сохранилось изображение
Богородицы с веретеном (рис. 31), вне всякого
сомнения, навеянное более ранними
дохристианскими представлениями о
Небесной Пряхе. Как Илья-пророк занял место
Перуна, а св. Власий заменил "скотьего
Бога" Велеса, так и к Богородице перешли
многие функции языческой Великой Праматери
-- Богини Судьбы. Аристотель (384--322 годы до н.э.)
был учеником Платона, но впоследствии
развил собственное оригинальное учение о
мироустройстве. Оно было взято на
вооружение многими поколениями ученых и
продержалось в Европе и на мусульманском
Востоке вплоть до Нового времени. Опираясь
на идеи других античных натурфилософов,
Аристотель полагал, что обычные вещи
состоят из четырех элементов -- земли, воды,
воздуха и огня, последовательно
расположенных друг над другом в виде
концентрических сфер. Планеты, звезды и все
другие космические объекты движутся по
кругу, вечно и неизменно повторяясь. Однако
состоят они не из четырех "земных"
элементов, а из пятого (quinta essentia) -- эфира,
более совершенного, чем все остальные.
Вселенная конечна и сферична; в самом ее
центре находится неподвижная Земля.
Аристотель быстро стал непререкаемым
авторитетом, хотя уже в эллинскую эпоху
высказывались диаметрально
противоположные идеи. Аристарх Самосский (ок.
310--230 годы до н.э.) -- быстро забытый всеми
одиночка -- упорно отстаивал идею о
центральном положении Солнца и вращении
вокруг него Земли. Эта научно верная мысль
оставалась невостребованной более
полутора тысячи лет, уступив место
Птолемеевой геоцентрической системе мира.
Ее стержнем стала теория эпициклов.
Предполагалось, что все известные к тому
времени планеты описывают небольшие круги (эпициклы),
центры которых движутся по большому кругу
вокруг Земли . По Птолемею, небесный свод --
сфера, которая вращается вокруг своей оси.
Внутри нее находится шарообразная Земля --
центр Вселенной (рис. 32). Эта картина
Вселенной казалось настолько совершенной,
всеобъемлющей и незыблемой, что поэты
слагали о ней стихи и песни. Ее обессмертил
Данте в "Божественной комедии" и
соответствующий эпизод проиллюстрировал
Боттичелли. Эти идеи были восприняты и
получили статус научного канона на
мусульманском Востоке (рис. 33). По повелению
халифов, труды Птолемея были собраны и
переведены с греческого на арабский язык,
получив название "Альмагест" ("Величайшее
сочинение"). Под этим названием
значительно позже, в ХII веке, они стали
известны в средневековой Европе. Ислам
всячески поддерживал астрономические
исследования (рис. 34, 35), так как на них
базировалось мусульманское летосчисление,
определение религиозных праздников, а
также расчеты, на основании которых в
мечетях -- в какой бы части света они ни
находились -- молящимся можно было бы
безошибочно определить направление на
Мекку. Никто не возражал и против
шарообразности Земли, ибо в Коране по этому
поводу попросту ничего не говорится ни "за",
ни "против" (рис. 36). Один из самых
знаменитых арабских астрономов и
математиков (он стоял у истоков
тригонометрии), аль-Баттани (умер в 928 году),
утверждал, что наука звезд следует сразу же
за религией, так как она является наиболее
благородной и совершенной из наук,
украшающей ум и формирующей интеллект,
потому что она стремится к познанию
божественного совершенства и единства
Вселенной. Неоценимый вклад в развитие
мировой астрономии внесли многие
выдающиеся ученые мусульманского мира --
представители разных народов: Хорезми,
Бируни, Ибн Сина, Улугбек и др. Чрезвычайно
высокого уровня развития достигла
астрономия в Древнем и Средневековом Китае,
где она добилась впечатляющих результатов (рис.
37). Китайские ученые, которым мировая
цивилизация обязана изобретением компаса и
первых прообразов сейсмографов, составляли
подробные звездные каталоги, вели учет
появления комет и падения метеоритов (рис.
38), солнечных и лунных затмений, знали о
наличии пятен на Солнце и даже
зафиксировали первую в истории науки
вспышку сверхновой звезды. Астрономические
знания настолько внедрились в жизнь
китайского общества, что там даже
чеканились особые монеты с изображением
знаков зодиака. Впрочем, такие же монеты
были известны и в других странах Востока.
Небесные и земные явления, по
представлениям китайских астрономов,
представляли собой неразрывное целое. Это
получило отображение в государственной
религии и строго регламентированных
церемониях. Китай считался "Срединной
империей", то есть страной, находящейся в
центре мира. Китайский император
объявлялся "сыном неба" -- гарантом
гармонии Неба и Земли с непременным
условием следовать заветам и обычаям
предков. Нарушение сложившегося равновесия
в обществе приводит к беспорядку и в "небесных
делах", о чем предупреждают знамения --
кометы, метеоры, затмения, землетрясения.
Даже астрономическая терминология
строилась в Китае на основе придворного
церемониального языка. Например, одна из
групп звезд называлась "Дворец", а
отдельные звезды получали имена придворных
сановников. В "Пурпурном дворце" (группа
звезд Малой Медведицы в районе Северного
полюса) самая яркая звезда (b Малой
Медведицы) называлась "Небесный
император", вторая по блеску звезда (g
Малой Медведицы) -- "Наследник трона",
следующая звездочка -- "Императрица", а
самая слабая звезда -- "Ось неба".
Северный полюс и окружающие его звезды
считались наиболее важной частью неба: там
находилась его вершина и императорский
престол. Еще в Древнем Китае был составлен
звездный каталог с перечислением 118
созвездий и 783 звезд. Впоследствии
знаменитый астроном Чжан Хэн уточнил эти
данные: он разделил небесный свод на 124
созвездия и определил количество видимых
звезд - 2500. Всемирную известность получила
средневековая карта звездного неба,
высеченная на большом камне и хранящаяся в
храме Конфуция в городе Сучжоу близ Шанхая (провинция
Цзянсу). На карте обозначены группы из 28
созвездий и названо 1565 звезд (рис. 39). Здесь
же высечен пространный космологический
текст, где сказано, что Небо и Земля
первоначально представляли собой огромную
туманность. Из нее выделились легкие и
тяжелые элементы; первые образовали Небо,
вторые -- Землю. Все космические явления
естественного происхождения и подчиняются
строгим законам. Небо круглое и вращается
вокруг неподвижной четырехугольной Земли.
Солнце -- мужского рода и является хозяином
всех других светил, подобно императору --
хозяину Поднебесной. Земная и небесная
жизнь, Микрокосм и Макрокосм неразрывно
связаны. Если на Земле царит мир,
государство процветает, а император добр и
милостив, то Солнце светит ярко и блестит.
Если же земной император плох, несправедлив
и совершает дурные поступки, то на Солнце
появляются пятна. Луна -- женского рода. Она
-- главный небесный чиновник при небесном
императоре -- Солнце. Если на Земле царит
порядок, то и с Луной все в порядке. Если же
на Земле начинают нарушать законы, а
чиновники -- злоупотреблять властью, то и с
Луной творится неладное: происходят
затмения, а на небе появляются хвостатые
звезды -- кометы. Китайские ученые пытались
обосновать гармонию между Макро- и
Микрокосмом и другим способом. В Древнем
Китае существовала целостная философская
теория о музыкальной ритмике Вселенной. В
известном памятнике "Люши чунцю" (III
век до н.э.) говорится о космогоническом
процессе, порождающем первозвук,
возникающий при образовании Неба и Земли.
Затем возникает непрерывный каскад звуков,
мелодий, ритмов, сопутствующих каждому
новому циклу космического времени. Сам же
Космос образует "тело музыки"*. Что
касается взглядов на строение Вселенной, то
здесь отмечены разные подходы. Одним ученым
она представлялась в виде яйца (космологическая
идея, весьма популярная и в других древних
культурах). Небо охватывает вещественный
мир наподобие скорлупы; Земля же, точно
желток, плавает в водной стихии -- белке.
Небо вращается вокруг полюсов; при этом
китайцы, судя по всему, имели представление
о нескольких полюсах -- двух географических
и двух магнитных. Земля находится в
постоянном движении, но люди не замечают
этого, как команда в трюме плывущего судна (любопытно,
что к точно такой же аналогии спустя много
веков прибег Галилей при обосновании
относительности движения). Другие ученые
рассматривали небо как стеклянный колпак;
оно вращалось, со всех сторон охватывая
выпуклую Землю, но не касаясь ее.
Исключительный интерес к астрономии на
протяжении веков и тысячелетий всегда
обусловливался практическими
потребностями -- навигацией,
хронологическими расчетами, составлением
календарей, что, в свою очередь, диктовалось
сельскохозяйственными нуждами, укладом и
ритмом общественной жизни. Христианская
церковь, как и мусульманская, оказывала
постоянную моральную и материальную
поддержку астрономическим изысканиям и
публикациям, если они только не
противоречили официальной идеологической
доктрине. Это было связано с чисто
прагматическими потребностями, в частности,
определением христианских праздников,
особенно Пасхи. Именно данными
обстоятельствами была вызвана
необходимость реформы устаревшего
календаря, которую осуществил в 1582 году
римский папа Григорий ХIII. По
григорианскому календарю, получившему имя
своего покровителя, основная часть
человечества живет по сей день.
|